Статьи

Оценка рисков при эксплуатации магистральных трубопроводов

Для совре­мен­ной инфра­струк­ту­ры маги­страль­ные тру­бо­про­во­ды име­ют огром­ное зна­че­ние, обес­пе­чи­вая надеж­ную транс­пор­ти­ров­ку раз­лич­ных жид­ко­стей и газов на боль­шие расстояния.

Одна­ко, в силу сво­ей зна­чи­мо­сти, они под­вер­же­ны опре­де­лен­ным рис­кам и угро­зам, кото­рые могут иметь весь­ма пла­чев­ные послед­ствия. Поэто­му, оцен­ка рис­ков при экс­плу­а­та­ции маги­страль­ных тру­бо­про­во­дов ста­но­вит­ся осо­бен­но клю­че­вой задачей.

Одним из глав­ных кри­те­ри­ев оцен­ки рис­ков явля­ет­ся выяв­ле­ние потен­ци­аль­ных и акту­аль­ных угроз, кото­рым могут быть под­вер­же­ны тру­бо­про­во­ды. Сре­ди них мож­но выде­лить при­род­ные явле­ния, кото­рые могут при­ве­сти к повре­жде­нию маги­стра­ли и утеч­ке опас­ных веществ, такие как:

  • Зем­ле­тря­се­ния;
  • Навод­не­ния;
  • Силь­ные штормы;
  • Ура­га­ны;

Сле­ду­ю­щий тип угроз свя­зан с внеш­ни­ми воз­дей­стви­я­ми, таки­ми как:

  • Пожа­ры;
  • Тер­ак­ты;
  • Несчаст­ные слу­чаи на производстве;

Так­же сле­ду­ет учи­ты­вать и внут­рен­ние фак­то­ры, например:

  • Воз­мож­ность тех­ни­че­ских сбоев;
  • Ошиб­ки операторов;

Оцен­ка рис­ков при экс­плу­а­та­ции маги­страль­ных тру­бо­про­во­дов так­же вклю­ча­ет их клас­си­фи­ка­цию по сте­пе­ни опас­но­сти. Раз­лич­ные участ­ки тру­бо­про­во­дов могут иметь раз­ный уро­вень рис­ка, в зави­си­мо­сти от фак­то­ров, а если быть точ­ны­ми, то:

  • Дав­ле­ние;
  • Их содер­жи­мое;
  • Про­тя­жен­ность;
  • Окру­жа­ю­щая среда;

На осно­ве такой клас­си­фи­ка­ции мож­но раз­ра­бо­тать меры по уста­нов­ле­нию при­о­ри­те­тов в обла­сти без­опас­но­сти и реа­ги­ро­ва­ния на раз­лич­ные воз­мож­ные ситуации.

Для более точ­ной оцен­ки рис­ков, про­во­дят деталь­ный ана­лиз состо­я­ния маги­страль­ных тру­бо­про­во­дов и их окру­жа­ю­щей сре­ды. Это вклю­ча­ет оцен­ку состо­я­ния труб, систе­мы кон­тро­ля и про­гно­зи­ро­ва­ния потен­ци­аль­ных дефек­тов, а так­же состо­я­ние гид­ро­тех­ни­че­ских соору­же­ний и
оцен­ку ста­биль­но­сти грун­та. При этом сле­ду­ет учи­ты­вать и соци­аль­но-эко­но­ми­че­ские аспекты:

  • Плот­ность насе­ле­ния вбли­зи трубопроводов;
  • Их вли­я­ние на окру­жа­ю­щую среду;

Осно­вы­ва­ясь на полу­чен­ных дан­ных, необ­хо­ди­мо раз­ра­бо­тать план по управ­ле­нию рис­ка­ми при экс­плу­а­та­ции. Это вклю­ча­ет в себя сле­ду­ю­щие меры:

  • Регу­ляр­ную инспекцию;
  • Обслу­жи­ва­ние трубопроводов;
  • Улуч­ше­ние систе­мы мони­то­рин­га и контроля;
  • Под­го­тов­ку пер­со­на­ла к воз­мож­ным чрез­вы­чай­ным ситуациям;
  • Раз­ра­бот­ка опе­ра­тив­но­го инфор­ми­ро­ва­ния насе­ле­ния о воз­мож­ных угро­зах и пра­ви­ла пове­де­ния в слу­чае ЧС;

Оцен­ка рис­ков при экс­плу­а­та­ции слож­ная и ответ­ствен­ная зада­ча, тре­бу­ю­щая опы­та и про­фес­си­о­на­лиз­ма. Одна­ко бла­го­да­ря это­му мож­но умень­шить воз­мож­ность воз­ник­но­ве­ния ава­рий и све­сти к мини­му­му их последствия.