Статьи

Современные методы диагностики и контроля состояния магистральных трубопроводов

Для чего нужны магистральные трубопроводы?

Для осу­ществ­ле­ния транс­пор­ти­ров­ки раз­но­го рода сырья исполь­зу­ют про­мыш­лен­ные и маги­страль­ные трубопроводы.Трубопроводные маги­стра­ли на сего­дняш­ний день зани­ма­ют веду­щие пози­ции в
инфраструктуре.

Маги­страль­ные тру­бо­про­во­ды явля­ют­ся жиз­нен­но важ­ным эле­мен­том инфра­струк­ту­ры для транс­пор­ти­ров­ки раз­лич­ных сред по все­му миру. Они игра­ют роль непре­рыв­но­го кро­во­об­ра­ще­ния, обес­пе­чи­вая пере­дви­же­ние неф­ти, при­род­но­го газа, воды и дру­гих ресур­сов к местам их исполь­зо­ва­ния. Одна­ко, как и любая инже­нер­ная систе­ма, тру­бо­про­во­ды пред­став­ля­ют опре­де­лен­ные рис­ки, вклю­чая воз­мож­ность ава­рий и уте­чек, кото­рые могут при­ве­сти к зна­чи­тель­ным эко­ло­ги­че­ским и эко­но­ми­че­ским послед­стви­ям. Эти соору­же­ния вли­я­ют на эко­но­ми­ку, про­мыш­лен­ность и обес­пе­чи­ва­ют достой­ную жизнедеятельность
населения.

Еже­год­но к пока­за­те­лям надёж­но­сти таких кон­струк­ций добав­ля­ют­ся новые тре­бо­ва­ния без­опас­но­сти. Такие систе­мы явля­ют­ся важ­ны­ми стра­те­ги­че­ски­ми объ­ек­та­ми и выпол­ня­ют зада­чу по обес­пе­че­нию людей энер­ги­ей, без кото­рой неве пред­ста­вить совре­мен­ную жизнь.

Для обес­пе­че­ния надеж­ной рабо­ты тру­бо­про­во­дов и сни­же­ния рис­ков при­ме­ня­ют­ся совре­мен­ные мето­ды диа­гно­сти­ки и кон­тро­ля их состояния.Такие мето­ды поз­во­ля­ют осу­ществ­лять посто­ян­ный мони­то­ринг тех­ни­че­ско­го состо­я­ния тру­бо­про­во­дов, выяв­лять потен­ци­аль­ные про­бле­мы, дабы предот­вра­тить ава­рий­ные ситуации.

Методы диагностики и контроля

В насто­я­щее вре­мя раз­ра­бо­та­ны несколь­ко видов диагностики:

Внутритрубный метод

Оце­нить реаль­ное состо­я­ние тру­бо­про­во­да воз­мож­но с помо­щью внут­ри­труб­ной диа­гно­сти­ки, с помо­щью кото­рой ана­ли­зи­ру­ет­ся внут­рен­няя и наруж­ная поверх­ность тру­бы. Такой метод предо­став­ля­ет воз­мож­ность свое­вре­мен­но опре­де­лять повре­жде­ния маги­страль­ных тру­бо­про­во­дов для неф­ти и газа.

Для обсле­до­ва­ния метал­ли­че­ских труб из ста­ли и её спла­вов в про­цес­се диа­гно­сти­ки маги­страль­ных тру­бо­про­во­дов исполь­зу­ет­ся наи­бо­лее инфор­ма­тив­ный метод внут­ри­труб­но­го ана­ли­за состо­я­ния – маг­нит­ный. Он про­во­дит­ся с при­ме­не­ни­ем инспек­ци­он­ных при­бо­ров. Дан­ный метод поз­во­ля­ет обна­ру­жить и опре­де­лить вид, лока­ли­за­цию и мас­штаб тре­щин, повре­жде­ний, вмя­тин и дру­гих дефек­тов трубы.
Мето­ди­ка диа­гно­сти­ки осно­ва­на на фик­са­ции рас­се­и­ва­ния, кото­рое обра­зу­ют­ся в про­цес­се намаг­ни­чи­ва­ния стенок. .

Контактный метод

Одним из основ­ных мето­дов диа­гно­сти­ки явля­ет­ся уль­тра­зву­ко­вая дефек­то­ско­пия. С ее помо­щью про­из­во­дит­ся обна­ру­же­ние и изме­ре­ние дефек­тов, таких как тре­щи­ны, кор­ро­зия или обра­зо­ва­ние внут­рен­них отло­же­ний. Уль­тра­зву­ко­вые сиг­на­лы, рас­про­стра­ня­ю­щи­е­ся через стен­ки тру­бо­про­во­дов, отра­жа­ют­ся от дефек­тов и реги­стри­ру­ют­ся дат­чи­ка­ми. Затем полу­чен­ные дан­ные ана­ли­зи­ру­ют­ся, что поз­во­ля­ет опре­де­лить раз­ме­ры и типы дефек­тов, а так­же про­гно­зи­ро­вать их даль­ней­шее развитие.

Для кон­тро­ля состо­я­ния маги­страль­ных тру­бо­про­во­дов так­же при­ме­ня­ют­ся инфра­крас­ная тер­мо­гра­фия и визу­аль­ный осмотр. Инфра­крас­ная тер­мо­гра­фия поз­во­ля­ет обна­ру­жи­вать изме­не­ния тем­пе­ра­ту­ры на поверх­но­сти тру­бо­про­во­дов, кото­рые могут сви­де­тель­ство­вать о нали­чии про­блем с изо­ля­ци­ей или утеч­кой содер­жи­мо­го. Визу­аль­ный осмотр про­во­дит­ся для обна­ру­же­ния види­мых повре­жде­ний и износа.

Дистанционный метод

Еще одним важ­ным мето­дом диа­гно­сти­ки явля­ет­ся маг­ни­то­по­рош­ко­вая дефек­то­ско­пия. Она при­ме­ня­ет­ся для обна­ру­же­ния поверх­ност­ных тре­щин и дру­гих дефек­тов, кото­рые могут воз­ник­нуть в резуль­та­те меха­ни­че­ских напря­же­ний или кор­ро­зии. В про­цес­се маг­ни­то­по­рош­ко­вой дефек­то­ско­пии на поверх­ность тру­бо­про­во­да нано­сит­ся маг­ни­то­про­во­дя­щая жид­кость, кото­рая обна­ру­жи­ва­ет маг­нит­ные поля, воз­ни­ка­ю­щие в местах дефек­тов. Таким обра­зом, спе­ци­а­ли­сты могут опре­де­лить их место­на­хож­де­ние и характер.

Совре­мен­ные мето­ды диа­гно­сти­ки и кон­тро­ля состо­я­ния маги­страль­ных тру­бо­про­во­дов под­дер­жи­ва­ют бес­пе­ре­бой­ную рабо­ту и опе­ра­тив­но выяв­ля­ют про­бле­мы. Так как ава­рий­ный выход из строя может быть сопря­жен с боль­ши­ми затра­та­ми, свя­зан­ны­ми как с поте­рей мине­раль­но­го и энер­ге­ти­че­ско­го сырья, так и с затра­та­ми на лик­ви­да­цию послед­ствий и вос­ста­нов­ле­ние эко­ло­ги­че­ской обстановки.

Мето­ды посто­ян­но совер­шен­ству­ют­ся и адап­ти­ру­ют­ся к новым тех­но­ло­ги­ям, что­бы обес­пе­чить мак­си­маль­ную эффек­тив­ность при экс­плу­а­та­ции маги­страль­ных трубопроводов.